«Мы держим свою православную оборону…». Памяти выдающегося историка Церкви, философа, поэта Николая Лисового

Украина

Десять лет назад, в 2009-м, одно из столичных изданий попросило взять интервью у Николая Николаевича Лисового (1946-2019), человека поистине легендарного, которого до этого мне приходилось видеть лишь на экране телевизора. Он пригласил меня домой. Особое внимание мы уделили весьма актуальной, злободневной теме. Лисовой сказал: сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию – духовное состояние общества.

Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, как было подчёркнуто в беседе, идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и  этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло наоборот – привлекательным и современным.

В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам. Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия».

Именно поэтому Николай Николаевич, авторитетный историк Церкви, несмотря на свою огромную занятость и согласился встретиться со мной. Я знал, что он прекрасный оратор, собеседник, человек энциклопедических знаний, большого обаяния. Теперь убедился в этом воочию.

Николай Николаевич так увлёкся разговором, что мы беседовали с ним в течение двух с лишним часов. Беседовали на самые разные темы – от его биографии до современного анализа мировых событий и проблем как светского, так и церковного общества.

Вот лишь одна интересная грань его судьбы. По матери Николай Николаевич был внуком погибшего в лагерях священника. А его отец, офицер, согласно присяге, верой и правдой служил Отечеству.

Нет, Николай Лисовой не забывал о сталинских репрессиях, но считал, что «русская иерархия не была пленницей сталинизма», а после окончания Великой Отечественной войны она «вполне сознательно сотрудничала с советским руководством в восстановлении русского влияния в мире».

И в нашей с ним беседе Лисовой подчеркнул эту важную для него мысль:

«…Сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих — почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. Потому что Церковь  является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?». 

***

Мы тепло попрощались. Спустя какое-то время я прислал текст интервью на согласование. Николай Николаевич, внеся в него лишь какие-то незначительные правки, прислал мне это интервью с несколькими своими фотографиями из личного архива. 

Да, нам не довелось стать друзьями, хотя держался он очень демократично, просто, что располагало к продолжению добрых человеческих и творческих связей. Но и не стала эта встреча просто эпизодом в моей судьбе, а духовно обогатила меня, за что буду благодарен Николаю Николаевичу до конца моих дней.

И вот ещё вспомнилась сегодня другая наша встреча. Неизгладимое впечатление произвела на меня Международная юбилейная выставка в «Манеже» «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока» (5-14 июня 2012). В организацию этого поистине эпохального проекта Николай Николаевич вложил много душевных и физических сил.

На эту выставку постоянно прибывали гости самого высокого ранга. И для всех них Николай Николаевич, который чуть не дневал и ночевал здесь, регулярно проводил экскурсии. Но несмотря на это, и мне довелось побеседовать с ним в те дни.

«…Русская Палестина, – особо подчеркнул Николай Николаевич в нашей беседе, – не «закрылась» в 1917 г., продолжалась в течение советского периода, активизировалась вместе с российской политикой на Ближнем Востоке при Сталине в 1945-1953 гг., при Брежневе в 1968-1974 гг., при Горбачеве в 1989 г., при Ельцине и Хасбулатове в 1992 г., при Путине и Медведеве в 2005-2012 гг. — и сегодня составляет основу работы политиков и дипломатов по возвращению российской собственности и разработке современных моделей внешней политики России на Ближнем Востоке.

Русская Палестина была и остаётся системой открытой – и как исторический феномен, и как предмет исследования, осмысления и планирования. Наши знания о ней углубляются и расширяются с каждым новым поколением исследователей, с новыми источниками и документами, с новым взглядом и новой концепцией.   На каждом этапе изучения и осмысления наступает рано или поздно время, когда достигнутые результаты в свете новых задач и открытий оказываются недостаточными. В научном плане наша задача – обеспечить тот уровень научной полноты, аналитической и документальной фундированности, при котором те, кто придут за нами, могли бы уверенно и обоснованно продолжить работу, не зачеркивая и не отвергая сделанного, но достраивая и расширяя то, на чём остановились мы».

…Потом мы несколько раз за минувшие годы разговаривали с Николаем Николаевичем по телефону, обменялись письмами по электронной почте. Но, к сожалению, наша с ним встреча в «Манеже» стала последней.

***

И вот грустная весть, потрясшая до глубины души сразу после светлого праздника Рождества Христова: «московский златоуст», как называли Николая Николаевича Лисового, ушёл от нас в жизнь вечную.

В дни прощания с Николаем Николаевичем с благодарностью вспоминаю и его стихи:

— Жатвы много, делателей мало, —

Говорил Христос

И со лба отбрасывал устало

Золото волос.

И склонялись полные колосья

Солнечных хлебов,

И мешались потные волосья

С золотом снопов…

Но моей ли спориться молитве

На страде Твоей?

И воззвал я к Господу, на жнитве,

На закате дней.

Долгой жизни не просил у Бога,

Лёгкого пути.

— Жатвы мало, делателей много.

Боже, отпусти!

Но Господь промолвил: — Ты в ответе —

В обстающей мгле! —

Если есть одна душа на свете…

У тебя их две…

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, так откликнулась на эту тяжёлую утрату:

«Его сердце перестало биться в Рождественскую ночь. Господь, как известно, в такие особые дни призывает избранных, лучших из лучших. В сентябре прошлого года Владимир Легойда пригласил Н.Н. Лисового стать героем его авторской программы «Парсуна» на телеканале «Спас». Сегодня размышления и откровения известного историка, писателя, публициста, знатока истории русского присутствия в Святой Земле, историка Церкви, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества, человека многосторонних знаний и опыта, звучат как завещание. Царствие ему небесное и вечная память!».

А вот что написал на своей странице в социальной сети Facebook первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, который дружил с Николаем Николаевичем многие годы:

«В Рождественскую ночь на 73-м году жизни умер писатель и учёный Николай Николаевич Лисовой. Поэт, философ и историк Церкви, автор многих телевизионных фильмов, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, член Союза писателей России, один из авторов «Православной энциклопедии».

Многие помнят Николая Николаевича по замечательным пасхальным телевизионным репортажам из Иерусалима. Во второй половине 1990-х он вёл на РТР ежедневную передачу «Православный календарь».

С 1995 года он был старшим, затем ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, последние годы – главным научным сотрудником Центра истории религии и церкви.

В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»

Он награждён Русской Православной Церковью орденами Св. Владимира III степени, Св. Даниила III степени, Макарьевской премией.

Как поэт Николай Лисовой был отмечен литературными премиями. Его книга «Круг земной» выходила несколькими изданиями. На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии. Тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения своего и друзей была одной из любимых тем Николая Николаевича. И вот в Рождественскую ночь Господь призвал его к себе.

Рождество Христово в Вифлееме

Было так: звезда горит во мгле…

Император Август в это время

Был один владыка на земле.

И тогда, давая правде Отчей

С грешным миром возродить союз,

Родился в ночи, в пещере овчей,

Божий Сын – Младенец Иисус…

Так начинается одно из стихотворений Николая Николаевича. Его поэзии, его научным мыслям уготована Богом долгая жизнь…».

«Не стало одного из столпов русской православной мысли, – откликнулся на печальную весть писатель, автор телевизионных программ, в том числе с участием Николая Лисового, Константин Ковалев-Случевский. – Замены нет… Увы… Уверен, что он будет помянут в Царствии Небесном…».

***

«…Отдельное значительное место среди многочисленных работ Н.Н. Лисового, – отмечается в некрологе, опубликованном на сайте Императорского Православного Палестинского Общества, – занимает фундаментальная двухтомная публикация документов «Россия в Святой Земле» — серьёзный и важный труд, впервые в науке представляющий всестороннюю документированную и прокомментированную картину русского влияния и присутствия в Палестине в XIX-XX вв. Документы, впервые опубликованные Николаем Николаевичем в его двухтомнике, стали своеобразным источниковедческим прологом к целой серии дальнейших научных публикаций. Многие проблемы русского присутствия в Библейском регионе, и прежде всего в Палестине, впервые в отечественной историографии нашли своё решение в фундаментальной монографии «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века». За это исследование он стал лауреатом премии имени митрополита Макария (Булгакова) за 2007 г. Многие важные издательские проекты ИППО за последние двадцать пять лет связаны с неустанной просветительской деятельностью Н.Н. Лисового…».

Особо подчёркивается в некрологе, что «…за многие годы руководства научной деятельностью ИППО Н.Н. Лисовой создал научную школу, участники которой во главе с ним осуществляли глубокие исследования истории и современного состояния русско-палестинских связей, православного паломничества, религиозного диалога, культурных, политических и социально-экономических реалий в Святой Земле…».

***

В последние годы Николай Николаевич тяжело болел. Но продолжал до конца своих дней претворять задуманное, а при этом ещё не только работал над научными темами, но и откликался на события в мире, в России, в жизни нашей Церкви.

Так, в июле прошлого года Николай Лисовой в интервью «ТВ Царьград» говорил подробно о судьбе Православия в современном мире.

«…Либо вы принимаете экуменизм, – выделил он особенно волнующую его проблему, – и тогда никакого Православия уже не будет, а будет примерно то же, что происходит на Украине — совокупность расколов. Либо мы держим свою православную оборону. Последний окоп. Третий Рим. Делайте, что хотите, ругайте нас, проклинайте, но мы — последний оплот обороны».

***

И те, кто знал Николая Николаевича долгие годы, работал и дружил с ним, и те, кто встречался с ним лишь эпизодически, никогда его не забудут.

Вот ещё одно прощальное слово – политического обозревателя ВГТРК Андрея Медведева, который в 2016 году приглашал его для беседы на «Вести FМ»:

«…Огромная, чудовищная потеря для русской философии, истории, религоведения и Православия. Я даже не знаю, остались ли ещё мыслители такого масштаба и такой глубины. Надеюсь, что да. Надеюсь, что я их просто не знаю…».

Будем же достойны того обширного духовного наследия, которое оставил нам Николай Николаевич – прекрасный человек, историк Церкви, философ, поэт…

Царствие Небесное! Вечная память! 

фото: tsargrad.tv

 Николай Головкин